В гостях у ямальских оленеводов или краски осенней тундры

Модератор: Blackswan

41.

Сообщение Blackswan » 08 ноя 2016, 10:54

Ненцы выбрали из разбежавшегося стада вполне такого сочного оленя, ловко поймали его, связали и приступили к подготовке обряда жертвоприношения, на который, кстати, ни в коем случае не допускаются женщины и дети. Поэтому оленя занесли за чум, чтобы скрыть его от лишних глаз резвящихся детей и занимающихся хозяйственными делами женщин.
Вложения
В гостях у ямальских оленеводов или краски осенней тундры
41.jpg (165.93 KiB) Просмотров: 0
Администратор
 
Автор темы
Сообщений: 92
Зарегистрирован: 08 фев 2016, 18:49
Группа: Администраторы
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.

42.

Сообщение Blackswan » 08 ноя 2016, 10:56

Обряд жертвоприношения сакрален и фотографировать его нельзя – духи накажут обязательно. Могу сказать только, что у ненцев довольно своеобразный процесс умерщвления животного – через удушение.
Я ни в коем случае не критикую традицию народа, титульное имя которого до объединения Красноярского края и Таймыра носили целых три огромных суровых арктических региона России, но в тот первый раз ненецкий обряд для меня выглядел непривычным и несколько жестоким.
Поскольку я уже сравнивал некоторые традиции ненцев и обских угров, позволю себе сделать это ещё раз. Народы ханты и манси, испокон веку живущие на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и ведущие традиционный образ жизни, тоже практикуют жертвоприношения, между прочим, не всегда оленей (я имел честь участвовать в обрядах, в которых в качестве жертвенных животных использовались и куры и овцы). Происходят они, не считая обрядовой части (речитативная молитва, дымокур из чаги, особые движения, жесты и т.д.), примерно так, как в сёлах забивают домашний скот – сначала животное оглушают, потом закалывают в сердце, после чего приступают к разделке туши. Просто, быстро, гуманно!
Максим, он главный на стойбище, молится перед обрядом. У его ног лежит связанный олень. Все остальные молча обступили его кольцом.
Вложения
В гостях у ямальских оленеводов или краски осенней тундры
42.jpg (102.99 KiB) Просмотров: 0
Администратор
 
Автор темы
Сообщений: 92
Зарегистрирован: 08 фев 2016, 18:49
Группа: Администраторы
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.

43.

Сообщение Blackswan » 08 ноя 2016, 10:58

Обрядовая часть жертвоприношений у ненцев тоже значительно отличается от проводимой обскими уграми. Если народы ханты и манси можно смело назвать интровертами, то ненцы в сравнении с ними – полнейшие окаменевшие флегматы. Потому и обряды они проводят по-суровому – просто молча душат оленя верёвкой и про себя молятся тем духам, которым посвящён обряд. Проводником молитвы является душа умирающего оленя.
После разделки туши, некоторые органы прямо на месте съедаем сырыми, например, печень и крошечные почки, из некоторых крупных трубчатых костей извлекаем костный мозг и тоже употребляем в пищу сырым, по традиции, все желающие могут выпить по кружке ещё тёплой крови, всё это – обязательные элементы жертвоприношения.
По завершении обряда тушу окончательно разрубают и разносят по чумам. Нашу порцию оленины хозяева уложили в котёл и отнесли варить в чум Максима, куда вскоре пригласили и нас.
Общаемся с хозяевами и ждём, когда сварится мясо.
Вложения
В гостях у ямальских оленеводов или краски осенней тундры
43.jpg (223.4 KiB) Просмотров: 0
Администратор
 
Автор темы
Сообщений: 92
Зарегистрирован: 08 фев 2016, 18:49
Группа: Администраторы
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.

44.

Сообщение Blackswan » 08 ноя 2016, 11:00

На пиру помимо оленины (и сырой и варёной) тундровики угостили нас настойкой на золотом корне и тюленьим жиром, который мы ели, макая в него хлеб.
Вложения
В гостях у ямальских оленеводов или краски осенней тундры
44.jpg (91.6 KiB) Просмотров: 0
Администратор
 
Автор темы
Сообщений: 92
Зарегистрирован: 08 фев 2016, 18:49
Группа: Администраторы
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.

45.

Сообщение Blackswan » 08 ноя 2016, 11:01

Всё-таки третье тысячелетие! Хотя, конечно, в аутентичном чуме ноутбук смотрится весьма контрастно.
Вложения
В гостях у ямальских оленеводов или краски осенней тундры
45.jpg (172.47 KiB) Просмотров: 0
Администратор
 
Автор темы
Сообщений: 92
Зарегистрирован: 08 фев 2016, 18:49
Группа: Администраторы
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.

46.

Сообщение Blackswan » 08 ноя 2016, 11:02

Без телевидения тоже никак. Новости знать нужно, да и киношку на досуге посмотреть не плохо. На стойбище имеется небольшой генератор.
Вложения
В гостях у ямальских оленеводов или краски осенней тундры
46.jpg (70.91 KiB) Просмотров: 0
Администратор
 
Автор темы
Сообщений: 92
Зарегистрирован: 08 фев 2016, 18:49
Группа: Администраторы
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.

47.

Сообщение Blackswan » 08 ноя 2016, 11:03

Единственный возможный способ связи в тундре – спутниковый телефон. Причём телефоны операторов, спутники которых висят на геостационарной орбите, типа «Турайи», в арктических широтах сигнал не принимают. Я давно для себя сделал вывод, что самая надёжная спутниковая связь – это «Иридиум», хоть и недешёвая, конечно. Но иногда так случается, что затраты на спутниковую связь могут равняться цене человеческой жизни. Увы, знаю, о чём говорю, поскольку неоднократно оказывался в таких ситуациях…
Вложения
В гостях у ямальских оленеводов или краски осенней тундры
47.jpg (180.7 KiB) Просмотров: 0
Администратор
 
Автор темы
Сообщений: 92
Зарегистрирован: 08 фев 2016, 18:49
Группа: Администраторы
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.

48.

Сообщение Blackswan » 08 ноя 2016, 11:04

Наш визит к гостеприимным хозяевам стойбища завершается. Всё, что осталось от оленя, уложено в нарты. На самом деле, эта община из шести семей забивает и съедает по одному оленю в день. Причём, как правило, мясо употребляется в пищу сырым, поскольку, как я уже писал, в тундре попросту нет дров, чтобы его варить. Сегодняшняя роскошная трапеза была исключительным событием по случаю нашего визита.
Вложения
В гостях у ямальских оленеводов или краски осенней тундры
48.jpg (53.55 KiB) Просмотров: 0
Администратор
 
Автор темы
Сообщений: 92
Зарегистрирован: 08 фев 2016, 18:49
Группа: Администраторы
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.

49.

Сообщение Blackswan » 08 ноя 2016, 11:06

Максим упаковывает в Священные Нарты купленную мной в Ханты-Мансийске трёхметровую белую хлопчатобумажную ткань,
которой обматывали жертвенного оленя, прежде чем задушить. После каждого обряда все ткани помещаются в эти нарты, которые столетиями путешествуют со своими владельцами по необъятной тундре и передаются от поколения к поколению.
По религиозным канонам не только самодийских народов, к коим относятся ненцы, но и обских угров, которыми являются народы ханты и манси, цвет ткани в обряде жертвоприношения зависит от того, какому именно духу посвящается жертва. Белый и светло голубой цвета символизируют обитателей самого верхнего мира – небесных духов-покровителей.
Вложения
В гостях у ямальских оленеводов или краски осенней тундры
49.jpg (104.98 KiB) Просмотров: 0
Администратор
 
Автор темы
Сообщений: 92
Зарегистрирован: 08 фев 2016, 18:49
Группа: Администраторы
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.

50.

Сообщение Blackswan » 08 ноя 2016, 11:06

Возвращаемся в факторию. Завтра выезд в Байдарацкую губу на охоту на уток и, возможно, если повстречаются, на морских котиков или тюленей.
Дорога из ниоткуда в бесконечность… Тягостное ощущение, что тундра напоминает нам суть нашего не сильно осмысленного бытия. Порой кажется, что тундра – это огромное живое, мудрое и очень тонко чувствующее существо, с которым можно общаться, если уметь и, главное, хотеть слышать и слушать.
Вложения
В гостях у ямальских оленеводов или краски осенней тундры
50.jpg (49.03 KiB) Просмотров: 0
Администратор
 
Автор темы
Сообщений: 92
Зарегистрирован: 08 фев 2016, 18:49
Группа: Администраторы
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.

Пред.След.

Вернуться в походы, отдых, туризм

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: CommonCrawl [Bot] и гости: 0

Кто просматривал тему Кто просматривал тему?

  • Реклама
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru